Угрожает ли инициатива Китая «Пояс и путь» другим странам

Китай обвиняют в намеренном банкротстве своих должников, но эти опасения преувеличены

Изображение: beltandroad.news

Некоторые эксперты начали сомневаться в том, сможет ли Пекин продолжать наращивать инфраструктуру в рамках инициативы «Пояс и путь», особенно в условиях напряженных отношений с США. Многие считают, что проект был создан Китаем только как долговая ловушка для беднейших государств, которая усиливает его влияние, но, скорее всего, такое мнение выражает преувеличенные опасения.

К примеру эксперт Дебора Бротигам из Университета Джона Хопкинса, которая изучает условия китайских кредитов для африканских стран, не нашла в них никаких условий, которые служат для обмана государств-должников.

Порт Хамбантот в Шри-ланке, контроль над которым Пекин получил из-за задолженности перед ним, часто приводят как доказательство «долговой дипломатии» КНР. Однако Бротигам также указывает, что этот случай неправильно интерпретируют как намеренный шаг Китая по захвату ключевой инфраструктуры.

Считается, что КНР убедила Шри-Ланку занять деньги на изначально убыточный проект на своих условиях, чтобы потом забрать его себе. При этом на деле канадская и датская фирмы подготовили свои экономические обоснования, которые подтверждали рентабельность порта.

К тому же Шри-Ланка согласилась на кредит еще до запуска «Пояса и пути», при том что кроме Китая больше не нашлось никого, кто согласился бы занять ей денег. Неудача при реализации проекта также во многом вызвана внутриполитическими изменениями и долгосрочными экономическими проблемами в стране, в которых трудно винить Пекин. И в целом случай с портом в Шри-Ланке не типичен для инвестиций в рамках инфраструктурной инициативы Китая.

Бротигам утверждает, что в большинстве случаев Китай дает в долг тем странам, которые также имеют крупную задолженность перед другими государствами и иностранными организациями. КНР становится для них крупнейшим кредитором, но китайцев нельзя винить в том, что страны-должники превысили лимит МВФ и других участников рынка.

Также в защиту Пекина можно привести тот факт, что к «Поясу и пути» присоединились страны Евросоюза, которые вряд ли рассчитывают попасть в долговую кабалу и не испытывают проблем с источниками финансирования. В инициативе участвуют также Daewoo, Hyundai и другие южнокорейские корпорации, про которые можно сказать то же самое. Аналитики указывают, что присоединение к инфраструктурному проекту КНР стимулирует торговлю и иностранные инвестиции, а значит действительно полезно для других государств.

В то же время США, которые часто обвиняют Китай в «долговой дипломатии», инвестируют в бедные страны намного меньше средств, чем китайцы. Поэтому не удивительно, что эти государства соглашаются на участие в проектах КНР. С другой стороны Китай может увеличить прозрачность сделок, чтобы исключить подозрения в нечестности. Одновременно это также должно увеличить количество желающих присоединится к инициативе «Пояс и путь».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*