Союз Китая и Джибути может распасться из-за усиления влияния КНР

Судьба отношений между двумя государствами во многом будет определена результатом президентских выборов в африканской стране.

Фото: bbc.com

Президентские выборы в Джибути, которые начались 9 апреля, могут сыграть решающую роль в дальнейших отношениях этой страны с Китаем. Африканское государство занимает важную роль в инициативе «Пояс и путь», но одновременно может стать ее слабым звеном.

Скорее всего, Китай сохранит экономическое влияние в Джибути вне зависимости от результатов голосования, однако здесь находится единственная военная база НОАК за рубежом. И такая зависимость от КНР заставляет Джибути беспокоиться о своем суверенитете.

Пекин начал инвестировать в эту африканскую страну задолго до открытия военной базы в 2017 году. Китай с начала 2000-х годов вкладывал деньги в строительство школ, спортивных и инфраструктурных объектов. И китайские инвестиции только увеличились после запуска инициативы «Пояс и путь».

Так, например, появились проекты многоцелевого порта Дорале, а также железная дорога и газопровод между Джибути и Эфиопией. В общей сложности Китай вложил в африканское государство 14 миллиардов долларов США с 2012 по 2020 год. Особое внимание Пекина к такой маленькой стране объясняется ее географическим положением, открывающим доступ к морской торговле. Также Китай привлекла стабильность власти президента Джибути Исмаила Омара Гелле, который находится у власти с 1999 года.  

Помимо морских путей, Джибути дает Китаю доступ к другим африканским странам, в том числе экономически перспективной Эфиопии. И все это время складывающаяся ситуация устраивала и КНР и Джибути, которая сильно нуждалась в инвестициях. Страна, находящаяся на перекрестке торговых путей, увидела в этом возможность стать африканским Сингапуром.

Однако со временем оказалось, что Китаю принадлежит больше 70% государственного долга Джибути и многие забеспокоились о независимости государства, учитывая условия, на которых КНР предоставляет займы другим странам. К примеру Шри-Ланке пришлось отдать контроль над одним из портов китайским компаниям, после того как страна не смогла погасить задолженность перед Китаем.

Одновременно в Джибути столкнулись с тем, что китайские проекты дают не так много выгоды, как ожидалось. В том же порту Дорале, основная прибыль достается китайским компаниям. При этом китайские инвесторы также начинают разочаровываться в своих вложениях — железная дорога до Эфиопии окупается медленнее, чем планировалось. Но получается, что даже при не всегда оправданных инвестициях, Китай остается заложником отношений с Джибути именно из-за «Пояса и пути».

При этом усиление зависимости от Китая может заставить африканскую страну укреплять отношения с другими государствами. Стоит учитывать, что помимо военной базы НОАК, в Джибути стоят гарнизоны США, Франции, Италии и Японии. И какой путь развития выберет это африканское государство, во многом будет зависеть от итогов президентских выборов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*