Система социального кредита в Китае: домыслы и реальность

Как на самом деле обстоят дела с цифровым контролем граждан КНР.

Иллюстрация: fondsk.ru

Система социального кредита давно стала одной из горячих тем, возникающих вокруг Китая. Разговоры о ней помог отложить на время только коронавирус — ведь по планам социальный рейтинг должен был заработать в 2020 году. И с приближением этого события только ленивый не написал про эту систему. Однако, несмотря на все домыслы, всеохватывающий цифровой контроль китайцев так и не стал реальностью.

При этом, если спросить жителя КНР о системе социального кредита и как она влияет на его жизнь, скорее всего он не даст внятного ответа. Потому что рейтинга, который представляют как единую систему, не существует. Есть масса региональных пилотных программ и национальных рекомендаций, рейтинг внутри отдельных приложений, но пресловутого социального кредита не существует.

Власти Китая действительно собирают много данных о своих гражданах, стремятся к стандартизации и обмену информацией между ведомствами, но пока не создали единой базы. Сейчас социальный кредит в КНР — по сути, знакомая жителям России кредитная история.

Национальная комиссия по развитию и реформам КНР опубликовала в январе стандарт обмена информацией о кредитном рейтинге между провинциями. Тогда же в ЦК КПК разработали дорожную карту, которая призвана помочь в построении в КНР правового общества до 2025 года. Документ говорит о том, что ключевую роль в этом должна сыграть система социального кредита.

Согласно исследованию компании MERICS, власти Китая в официальных документах с 2003 по 2020 год упоминали компании как цель системы социального кредита в 73,3% случаев. Физические лица указывались в таком контексте в 10,3% случаев. Это показывает, что в первую очередь руководство КНР интересует контроль и отчетность корпораций. Скорее всего, система социального кредита и дальше в основном будет развиваться в этом ключе.

Примером регулирования деятельности компаний при помощи рейтинга служит поощрение фирм во время пандемии коронавируса. Корпорации получали льготы за возобновление работы при условии соблюдения противоэпидемиологических мер. Также стимулировались те компании, которые платили зарплату без задержек. Но эти меры действовали не на всей территории Китая.

Фото: nationalinterest.org

При помощи анализа льгот, зависящих от рейтинга, можно выделить отрасли приоритетные для государства в конкретный момент. Например, во второй половине прошлого года, когда Китай начала восстановление после пандемии, основное стимулирование получали сферы недвижимости, здравоохранения, транспорта, а также экологический сектор.

Помимо того, что единой системы не существует на уровне провинций, различные данные также хранятся в нескольких министерствах и ведомствах. И все эти органы власти по-разному задействованы в сфере социального кредита. Хотя в целом они опираются на нормы, созданные до появления социального рейтинга, и лишь подкорректировали их для применения санкций и поощрений.

Общим моментом можно назвать ускорение рассмотрения различных заявок со стороны добросовестных организаций. Также им могут дать разрешение представить некоторые документы позднее. В рамках кредитного сотрудничества между регионами и провинциями, компании, признанные благонадежными, быстрее получали займы.

Поэтому в целом можно сказать, что система социального кредита в Китае мало чем отличается от кредитной истории граждан и организаций в других странах. В КНР нет единого массива данных о фирмах и физических лицах, а льготы и санкции зачастую носят местный характер.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*