Как советский авианосец «Варяг» стал китайским «Ляонином»

Перед тем как он вошел в состав ВМС НОАК, в Китае утверждали, что корабль станет плавучим казино

Chinese-aircraft-carrier-Liaoning
Фото: ru.wikipedia.org

Авианосец «Варяг» должен стать вторым кораблем этого класса в составе советского ВМФ, однако на деле его судьба сложилась иначе. Также, помимо смены нескольких владельцев, авианесущий крейсер неоднократно менял свои названия.

Когда корабль заложили 6 декабря 1985 года на верфи в Николаеве, его называли «Рига». «Варягом» он стал уже после спуска на воду в 1988 году.

Проблемы у авианосца начались с распадом СССР. К 1992 году его конструкция уже была готова, но он не был полностью оснащен электроникой. По договору между Россией и Украиной корабль достался Киеву в 1993 году, и новые владельцы решили остановить строительство «Варяга».

В последующие годы авианосец стоял на рейде и его никто не обслуживал, пока в 1998 году его не купила китайская компания Agencia Turistica E Diversoes Chong Lot Limitada (ATDCLL). Стоит отметить, что ATDCLL владела фирма Chin Luck, которую контролировал бывший офицер НОАК. Сделка была заключена за $20 млн и новые собственники решили открыть на борту «Варяга» казино в Макао.

Смена владельцев не принесла удачи кораблю — при его буксировке в Китай в 2000 году, Турция отказалась пропустить «Варяг» через Босфор. В итоге авианосец застрял в Черном море на 16 месяцев, пока шли переговоры о его пропуске через пролив.

Фото: topwar.ru

В это время Пекин от имени ATDCLL пытался добиться уступок от Анкары, которая заявляла, что «Варяг» может стать причиной остановки навигации. В ответ КНР предлагала различные варианты разрешения ситуации, в том числе дать льготы китайским туристам в Турции. В итоге Анкара разрешила проход корабля.

Но приключения авианосца не закончились. Так как на его борту не было необходимой электроники, ему запретили проплыть через Суэцкий канал. В итоге «Варяг» проделал свой путь через Гибралтар, мыс Доброй Надежды и Малаккский пролив, войдя в воды Китая в 2002 году.

Однако авианосец приплыл не в Макао, а на военно-морскую верфь в Даляне. Новости об этом удивили наблюдающих за ситуацией, которые начали сомневаться, что бывший советский корабль станет новым казино. Китайцы при этом отвергали иные версии использования «Варяга».

Тем временем, как выяснилось позже, в Даляне авианосец внимательно осмотрели, и оказалось, что длительное путешествие не повлияло на сохранность корабля. В 2005 году «Варяг» перевели в сухой док и начали его восстановление. При этом некоторые из недостающих запчастей, включая элементы двигателя, а также чертежи, тайно покупались у Украины.

И 25 сентября 2012 года стало известно, что Китай спустил на воду свой первый авианосец, названный «Ляонин». Бывший советский корабль теперь участвует в маневрах китайского флота вблизи Японии и Тайваня.

Сейчас на службе в ВМС НОАК уже находится  авианосец собственного производства, а новые китайские корабли этого класса могут быть оснащены уже ядерными двигателями.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*