Индия поборется с Китаем за Иран

Подписание сделки между Пекином и Тегераном не остановит экономические проекты Нью-Дели.

Изображение: indiaavenueinvest.com

Говоря про заключение соглашения о сотрудничестве между Китаем и Ираном и укрепление связей между ними, не нужно забывать об интересах Индии. Нью-Дели также имеет свою позицию и вовлечен в экономические отношения с Тегераном.

Прежде всего, Индия планирует расширить международный транспортный коридор «Север – Юг» через иранский порт Чабахар. Это позволит Нью-Дели увеличить товарооборот со странами Центральной Азии и Ближнего Востока в обход Пакистана. Проект может составить конкуренцию пакистанскому порту Гвадар, в который вкладывает деньги Китай. Гвадар является одним из ключевых звеньев инициативы «Пояс и путь».

Индия собирается вложить в Чабахар 500 миллионов долларов США, что подтверждает серьезность намерений. Детали соглашения между Тегераном и Пекином пока неизвестны, но если оно не предусматривает инвестиции в порты, то эта ниша фактически достанется Нью-Дели.

Порт Шахид Бехешти в Чабахаре был сдан в аренду Индии еще в 2018 году, но развитию проекта помешали американские санкции. В случае их отмены при заключении новой ядерной сделки, Нью-Дели получит дополнительные преимущества в осуществлении своего проекта. Отмена санкций развяжет руки индийским предприятиям и правительству, которые опасались попасть под ограничения США.

Нью-Дели планирует открыть Чабахар в апреле или мае, и увеличение активности говорит о явном расчете на снятие санкций. При этом Индия создает для Чабахара репутацию канала гуманитарной помощи, упоминая о поставках пшеницы в Афганистан во время пандемии и помощи Ирану с пестицидами от саранчи. Названные товары поступили через этот порт.

Изображение: irtag.info

Иранский проект Нью-Дели уже снижает важность Гвадара. При этом пакистанский порт испытывает проблемы с безопасностью из-за напряженной ситуации в провинции Белуджистан. Если ситуация не нормализуется, то из-за Гвадара пострадают различные проекты инициативы «Пояс и путь», что также будет выгодно Индии.

По данным Азиатского банка развития, Афганистан уже ведет 70% своей транзитной торговли через Иран, хотя раньше полагался на Пакистан. И если остальные страны также начнут выбирать Чабахар, то китайский проект проиграет индийскому.

Иран начал прокладывать 600-километровый железнодорожный путь от Чабахара до провинции Систан и Белуджистан, которая граничит с Афганистаном. Индия также выделила 1,6 миллиарда долларов США на проекты, которые помогут увеличить товарооборот с Афганистаном через Иран. В будущем Нью-Дели планирует потратить 2 миллиарда долларов США на инфраструктуру, которая свяжет Чабахар и афганский Гаджигак.

Однако пока Гвадар сохраняет преимущество по пропускной способности. Через Чабахар за год может пройти до 12 миллионов тонн товаров, тогда как пакистанский порт потенциально способен ежегодно обрабатывать до 400 миллионов тонн груза. Но стоит учитывать, что оба проекта не завершены.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*